среда, 6 октября 2010 г.

Земли викингов

Побывала в Скандинавии. И Дании. Итак, шутки в сторону. Там холодно. Знаю, что вы мне на это ответите: мол, да знаем мы; а ты как думала, когда на север ехала; хватит тут прописных истин и далее по списку. И все же послушайте. Там действительно холодно. Помните, я говорила, что в Бельгии сейчас дождливо и холодно? Так вот, в Бельгии тепло. В Скандинавии холодно. Начало октября там - как у нас начало декабря. Серьезно. Вот так-то вот.

Далее. Даже не думайте переезжать туда жить (зная мечту некой Оленкович эмигрировать в Норвегию, хочу заранее прояснить ситуацию). Скандинавский климат (включаю Данию туда тоже, просто короче будет их всех звать Скандинавией, благо от Копенгагена до Швеции один час и один длинный мост на автобусе) подойдет вам, только если вы вьющийся виноград. Или вообще что-нибудь зеленое и цепкое. Тогда вы там будете виться и виться. Еще если вы флюгер. Тогда вы там будете крутиться перманентно. Ну или если вы скандинавский флаг. Будете развеваться. Все. Всем остальным там жить невозможно. А так как я сильно сомневаюсь, что виноград, флюгеры и флаги читают мой блог (если его вообще кто-то читает), то лучше вам туда на ПМЖ не уезжать.

В Скандинавии очень много воды. Откуда они ее столько взяли? Вообще идея городов-архипелагов мне очень импонирует. Если бы еще такой жуткий ветер не дул рядом с реками... но это мелочи жизни. Зато в Стокгольме и Копенгагене все просто с административным делением. Один остров - один район. Перешел мост - ты в другом районе. Удобно очень. А еще говорят, что в северных странах все очень дорого. Это неправда. То есть некоторые услуги (причем именно услуги, а не товары!) весьма дорогие (особенно те, что непосредственно влияют на состояние окружающей среды - читай, общественный транспорт), а цены на товары вполне сопоставимые. А что касается ресторанов, так там цены и вовсе очень даже божеские. Зато отели и даже хостелы - ужасно дорогие.

В общем из Брюсселя летела я в Осло. Когда самолет только начал снижаться, дыхание уже захватывает. Потому что норвежская природа - это неописуемая красота! Как на картинке. Береговая линия - потрясающая. Леса обалденные. Реки. Поля. Короче, очень и очень красиво.

Сразу предупреждаю всех, кто когда-либо полетит в Осло в аэропорт Rygge, там нет обменника. Есть только банкомат. К которому очередь 15 человек. Так что советую норвежские кроны купить где-нибудь заранее. Хотя бы 200 крон, чтобы доехать непосредственно до Осло. Кстати, это просто засада. Билеты из Брюсселя в Осло и из Стокгольма в Брюссель обошлись мне примерно в 25 евро. Зато чтобы доехать из аэропорта Осло в город и потом из Стокгольма в аэропорт я заплатила около 30 евро в общей сложности. Райанэйр в чистом виде!

Когда я приехала в норвежскую столицу, она мне с первого взгляда не понравилась. Ну просто автобусная станция находится в таком некрасивом районе города. Зато потом погуляла и прониклась. Архитектура в Осло (и во всей северной Европе вообще) отличается какой-то хмурой сдержанностью. Вместо резных лепнин строгие линии и угловатые окна. И тем не менее эта суровость как-то очень красива по-своему. Как будто викинги, несмотря на всю свою северную строгость, все равно пытались создать что-то красивое. Просто все эти узоры разгладило холодным ветром, дующим с моря, и разрушило морозами, ударяющими по зиме. Так, строя дома из разноцветных кирпичей, зданиям придают некую воздушность. Многие строения округлой формы. Виллы вообще очень красивые, тут уж кто на что горазд. И зелень. Очень много зелени. Еще в Осло есть крепость, дворец, парламент, опера, очень хорошая национальная галерея и вообще весьма приятный город, чтобы там побывать. Только холодно. А так - все прекрасно. По сравнению с Копенгагеном и Стокгольмом Осло достаточно компактный город. По крайней мере, все самые интересные вещи находятся на небольшом расстоянии. Кроме музея Кон-Тики. Который меня не слишком интересовал.

Кстати, дорожное движение в Осло достаточно жесткое. Это вам не Брюссель, где вы стоите на светофоре, вам горит красный свет, а водитель остановится на свой зеленый (!!!), чтобы вас пропустить (True story, как говорит Барни Стинсон). Хотя в северной Европе, кажется, правила соблюдают еще больше, чем в западной (по крайней мере, ощущение именно такое). Зато полиция не штрафует, если переходишь на красный свет, но не мешаешь дорожному движению. Здесь в Бельгии сразу на 50 евро попадешь.

В Копенгаген влюбляешься с первого взгляда. Он холодный, серый и потрясающе красивый. Ну просто очень-очень красивый. Даже с учетом того, что я не заходила ни в какие дворцы (решила оставить дворцы напоследок, на Стокгольм, скоро узнаете, что из этого вышло) и музеи (дорогие, заразы! Осло порадовал бесплатным входом), все равно город обалденный. И мне совершенно непонятно, почему северной Венецией называют Амстердам или Брюгге, потому что Копенгаген гораздо живописнее обоих.

В датской столице есть все, что пожелаешь. Дворцы и цитадель (очень интересная, к слову, там до сих пор базируются военные, а газоны на ее территории - ну просто сказка!), огромные площади и каналы, целая куча парков (как я прочитала в википедии, к 2015 году власти хотят добиться того, чтобы в радиусе 15 минут ходьбы от каждого дома в Копенгагене был парк или пляж, а как по мне, там уже так и есть), лодки, лебеди и утки, заросшие виноградом многоэтажки, очень красивые церкви, одна из самых длинных шоппинг-улиц в Европе (длиннее километра!), потрясающая ратуша, куча башен и шпилей (торчат прямо отовсюду, очень удобно по ним ориентироваться!). В общем, чудесный город. Даже глупая русалка не испортила впечатления. На ее месте сейчас стоит экран, который в прямом эфире транслирует, что с ней происходит в Шанхае. Кстати, кроме самой русалочки и ее камня в Шанхай привезли даже воду из Копенгагена, так как, по их словам, в датском павильоне хотят показать не только культурное наследие, но и то, какое внимание экологии уделяется властями (вода в Копенгагене и правда невероятно чистая, хоть порт и достаточно большой).

А, кстати, в Копенгагене бесплатные велики выдают всем желающим. Ну то есть не то чтобы выдают, но можно их взять. Так вот. Это чисто рекламный ход. Никто в здравом уме не будет там ездить на великах. Кроме местных жителей, которым жуткий ветер ни по чем, но у них есть свои велики. Разве что летом туристы могут воспользоваться щедростью администрации... Вот так.

После семи вечера Копенгаген вымирает. Не знаю, с чем это связано, но людей на улице нет. Темно становится уже около восьми. А после семи в сумерках вообще нигде и никого. Пара машин на дорогах, и то видно, что торопятся домой, задержавшись чуток на работе. Может, копенгагенцы попозже начнут выходить на прогулку, не знаю. Это был субботний вечер, к слову.

Потом был Мальмо. Зачем я туда поехала, ума не приложу. Смотреть там нечего. Но сама дорога из Копенгагена в Мальмо стоила того, чтобы ее проехать. Потому что это только один длинный мост. Который соединяет две страны. И где-то посередине этого моста находится маленькая табличка с европейскими звездами и надписью Sverige.

В Мальмо меня практически обокрали на 5 евро. Я решила поменять там деньги в точно том же обменнике, которым до этого пользовалась в Копенгагене. Только в Данни они комиссию не берут, в Швеции - 5 евро, причем вне зависимости от суммы, которую меняешь. Ну да ладно. Невелика потеря, переживу.

Забыла сказать. Учреждения в Скандинавии работают совершенно хаотично. Некоторые работают с 9 до 6. Многие - с 9 до 5. Часть - с 9 до 4. Есть даже совсем ленивые, которым времени с 12 до 4.30 вполне хватает в качестве рабочего дня. Поэтому по приезду в Мальмо все было уже закрыто. Хотя там все равно пойти толком некуда. Пара площадей, цитадель, пара церквушек, фонтанчики - вот и все. Хоть и миленько. Стоило посмотреть, чтобы понять, что там делать нечего. Возможно, лучше бы я еще на пару часов осталась в Копенгагене, но что сделано, то сделано.

В Мальмо было страшно. Мой автобус в Стокгольм опоздал на 40 минут. Вот сидим мы там, значит, на остановке, холодно, нас человек 10-12 и совершенно не знаем, что делать. Если бы автобус не приехал, я бы попала на большие деньги. Но все хорошо, что хорошо кончается. В Стокгольм приехали почти вовремя. То есть в 7 утра. Рано!

Стокгольм потрясает. Там есть все и немного больше. Небоскребы рядом со старинными церквями, мосты и путаные развязки, острова, дворцы, старый город с узкими мощеными улочками, парки, лодки, кишащие магазинами и ресторанами улицы на холме, с которыми соседствуют одноэтажные дома постройки 19-го века. Очень красиво и великолепно. Это тот город, где обязательно надо побывать, поверьте мне.

В Стокгольме я жила не в обычном хостеле, а на лодке. Это невероятно волшебное ощущение. Звук бьющих волн перед сном, вода за окном и вид на соседний остров, каюты и корабельные штуки в лобби, деревянная мебель и узкие коридоры. Правда, каюта была немножко тесной, но я же там только спала. Девчонки-итальянки, которые со мной ночевали, ушли тусоваться почти на всю ночью, так что мне было очень даже хорошо. Когда-нибудь я куплю себе лодку и буду там жить!

На второй день я решила пойти во дворец. Только у королевской семьи было свое мнение на этот счет. Они все куда-то намылились, на какое-то мероприятие, и королевские покои были закрыты. Я так расстроилась! А потом смотрю, все стоят на площади перед дворцом и чего-то ждут. Ну тоже подожду, думаю. И тут они вышли. Вся семья. Это немножко волнительно, ощущаешь себя как будто причастным к голубой крови, когда они так близко. К тому же там столько военных было, включая оркестр (кстати, в Швеции в охрану дворца набирают девушек тоже, это немножко странно смотрится). Еще когда члены королевской семьи проходили мимо шведского флага, они должны кланяться. Интересно, в общем. Шведская крон-принцесса такая красивая. Муж ее, фитнес-тренер, за которого она вышла замуж в июне этого года, тоже ничего. Их так любят в Швеции. Мне кажется, что ее брат и сестра ненавидят свою старшенькую. Кстати, принц этот (который по крови, а не муж, я даже не знала о его существовании!) вообще ни на каких фотографиях королевской семьи даже не присутствует. Очень странно.

В общем, вместо дворца я сходила в картинную галерею. Немножко разочаровалась. Мне даже больше понравился музей в Осло. Так что не ходите в Национальную галерею в Стокгольме. Лучше идите в Скансен. Кстати, в самый известный музей в Стокгольме - Ваза - я даже не пошла. Не понимаю, из-за чего весь этот сыр-бор, ну корабль какой-то. Неинтересно.

Так получилось, что я пришла на автобусную станцию на полчаса раньше, чем планировала. Покупаю я, значит, билет в аэропорт Скавста, и тут парняга-продавец мне сообщает, что на дороге в аэропрт случилась серьезная авария, и вместо полутора часов теперь надо около трех часов, чтобы туда добраться. Я в шоке, рассчитываю время до минут, успею ли я на самолет. Решила все ж таки попробовать. Все закончилось благополучно. Водитель-душка довез нас всего за два часа, так что долетела я нормально и даже успела на последний поезд в Антверпен.

Антверпен встретил меня теплом, влажностью и новой осенне-зимней коллекцией на Меир. По скандинавской привычке, когда я стояла на светофоре, мне горел красный и я думала, вот сейчас та машина проедет и я пойду, делаю шаг на проезжую часть и тут замечаю, что машина та - полицейская. Я быстро делаю шаг назад, полицейские одаривают меня подозрительным взглядом и уезжают. Добро пожаловать домой!

Комментариев нет:

Отправить комментарий