Я решила объединить ревью этих двух книг. Во-первых, потому что большинство людей их читали и/или смотрели снятые по ним фильмы (мой случай с "Великим Гэтсби" - его я прочитала впервые, но фильм, конечно же, видела). Во-вторых, потому что по мотивам этих двух произведений в голове мой возникла одна и та же мысль, а сюжет их пересказывать бессмысленно.
Мысль же вот какая. Оба произведения были написаны в первой трети 20-го века, тогда же происходят и описываемые события - довольно близко друг к другу хронологически. Мне кажется, когда вот эти все "совкодрочеры" (простите за непечатную лексику, но это уже вроде устоявшийся термин) на пост-советском пространстве и МАГА-активисты в западном мире ностальгируют о былых деньках, в их головах отображаются картинки именно из этих двух произведений. Американцы хотят вернуться в то время, когда люди красиво одевались, ездили в кабриолетах по пустым дорогам, устраивали вечеринки на сотни приглашенных в своих огромных особняках, снимали номер в отеле на Манхэттене, просто чтобы охладиться после долгой дороги. Когда все были богатые, беззаботные (как Дэйзи и Том, не как Гэтсби, конечно), с прекрасными перспективами и с одной стороны традиционными гендерными ролями (все в супружеских отношениях или пытаются их завести), а с другой довольно расслабленными моральными устоями, когда у каждого более-менее респектабельного джентльмена была любовница или две.
У Булгакова описание тех времен тоже вполне себе захватывает воображение. Бесконечные обеды с запотевшими графинами с водочкой и рябчиками на закуску, безделье как на работе, так и вне работы, верные друзья (на контрасте с соседями, которые стучат на тебя в органы), в целом простая, но небедная жизнь. Именно туда хочет вернуться вся ностальгирующая общественность.
В общем, у меня для этих людей плохие новости. Какими бы красивыми и интересными не были книги, это не жизнь. Каждый хочет быть Гэтсби или Ником, но никто не хочет быть обманутым мужем-механиком или, еще хуже, тем официантом, который подносит Гэтсби коктейль на вечеринке и едва сводит концы с концами в своей собственной, никем не описанной жизни. Каждый хочет быть Маргаритой на балу у Воланда или хотя бы членом союза писателей за тем самым обедом с рябчиками и осетриной, но никто не хочет считать копейки до "получки" и понимать, что завтра будет только хуже. Все мы хотим оказаться в романах Джейн Остин, в книгах Толстого, в произведениях любых классиков, где мы все красиво кружимся в вальсе на роскошных балах, с бокалом шампанского, в муслинах и смокингах. Но нужно хотя бы самим себе признаться. Мы бы были обитателями кухонь в Аббатстве Даунтон, а не гостиных. А книги хорошие, конечно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий